Что такое электронная публикация. Основные виды и выходные сведения

Глава 1. Общая характеристика электронных изданий

В первой главе будут рассмотрены в самой общей форме особенности и место электронных изданий в современной медиа-индустрии, составные элементы и форматы электронных изданий. Предпринята попытка классификации электронных изданий и показаны пути и перспективы их дальнейшего совершенствования и развития.

Что такое «электронное издание»

Книгопечатание появилось в XV веке благодаря изобретению Иоганна Гутенберга. Несколько веков печатные издания, т. е. книги, газеты и журналы, были основным средством распространения визуальной информации. Большую часть этого периода основой изготовления печатной продукции служил оригинальный металлический набор, а металлическая матрица (в заключительной части периода - стереотип) являлась информационной основой для тиражирования.

Во второй половине XX века появилось новой понятие - «невещественный носитель» ,- под которым понималось любое электронное средство длительного хранения информации, на котором записано издание в целом или его часть. Чаще всего информация хранилась на магнитном носителе: магнитной ленте или магнитном диске. Однако такие носители оставались несовершенными: надежность хранения и плотность занесения информации были низки. Поэтому такие средства в издательской практике использовались достаточно редко. В большинстве отечественных издательств процесс подготовки изданий основывался на использовании «бумажных» технологий. Автор сдавал рукопись, напечатанную на пишущей машинке. В издательстве она редактировалась и в окончательном виде также перепечатывалась машинистками издательства, и этот издательский машинописный оригинал использовался в качестве основы для типографского набора.

Последние десятилетия XX века характеризуются быстрым совершенствованием и развитием электроники и компьютерных информационных технологий. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Издание хранилось в памяти компьютера все время набора и верстки, т. е. оставалось в электронной (невещественной) форме в течение всего процесса подготовки, вплоть до вывода на принтер так называемого постраничного оригинал-макета. Полностью сверстанное и подготовленное к печати издание, хранимое в памяти компьютера (на жестком магнитном диске) или в специальном запоминающем устройстве долговременного типа можно назвать «электронным изданием».

Однако для того, чтобы электронная книга, журнал или газета действительно могли соперничать со своими печатными аналогами, необходимы средства их распространения, доведения до читателя. В конце XX века эти средства фактически стали массовыми, т. е. получили самое широкое распространение. Периодические электронные издания стали распространяться преимущественно по сетям, в частности, по глобальной сети Интернет. Информационной средой для распространения книг стали и остаются последние пятнадцать лет компакт-диски.

Итак, вначале электронные издания существовали как аналог печатных, но на невещественном носителе. Естественно, что для чтения электронных изданий, распространяемых по сетям, требовался персональный компьютер. Если же электронное издание было подготовлено на компакт-диске, то дополнительно требовался дисковод для чтения компакт-диска. Таким образом, издание на невещественном носителе или электронное издание не может быть прочитано непосредственно - нужно специальное дополнительное оборудование, чтобы сделать такое издание видимым для человеческого зрения или обеспечить его визуализацию.

Классификация электронных изданий может вестись по нескольким признакам. Наиболее существенными из них нам представляются следующие:

    периодичность издания;

    круг потребителей продукции;

    вид издания;

    способ распространения;

    формат издания.

Сказанное иллюстрируется классификационной диаграммой, представленной на рис. 1.2
.

Круг потребителей продукции или круг пользователей электронных изданий достаточно широк и разнообразен. К ним можно отнести учащихся, использующих электронные учебники, туристов и посетителей музеев, которые с помощью электронных изданий могут совершать виртуальные путешествия и осмотр памятников культуры, специалистов, использующих справочные и иные пособия по своей специальности, детей, «посещающих» мультимедийные виртуальные спектакли и т. д. Эти издания распространяются преимущественно на компакт-дисках и рассчитаны на мультимедийный компьютер.

Научные и технические издания, преимущественно периодические, рассчитаны на широкий круг научных работников, специалистов и преподавателей и становятся все более популярными, главным образом благодаря опережающей, по сравнению с печатными изданиями, возможностью ознакомления с ними, а также в связи с большей простотой и дешевизной получения информации, простоте ее извлечения и возможности контекстного просмотра авторских ссылок и сопутствующих материалов. В последнее время основной средой распространения таких изданий стала глобальная сеть Интернет.

Сопутствующими для всех рассмотренных выше разновидностей электронных изданий являются рекламные материалы. В большинство электронных изданий, как, впрочем, и в печатные, вкрапляется реклама в самых различных формах. Самая простая и естественная из этих видов - реклама фирмы, производящей данное электронное издание, включающая в себя как минимум информацию о других электронных изданиях данного профиля, выпущенных или подготавливаемых к выпуску этой фирмой. В периодических электронных изданиях реклама автоматически переносится со сверстанных страниц оригинала в электронное издание. В изданиях, распространяемых по глобальным сетям, само оформление сайтов, страниц и интерфейсов уже содержит рекламные элементы, в частности, анимационные.

Виды изданий, разнообразие которых уже затронуто в классификации по предыдущему признаку, тесно связаны с кругом пользователей. Здесь можно ограничиться признаками периодичности и тематической области, к которой издание относится. Ежедневные и еженедельные издания распространяются практически только в сетевых средах, причем они могут, в частности, распространяться путем рассылки, т. е. полное издание, а чаще - отдельные его тематические рубрики принудительно посылаются тем пользователям, которые на них подписались. По тематической области круг электронных изданий достаточно широк. Так, на невещественных носителях распространяются:


В сетевых средах, например в сети Интернет, распространяются электронные издания преимущественно периодические, в частности:

    не только отдельные учебные пособия, но и целые учебные циклы для дистанционного обучения и самостоятельного изучения;

    исключительно широкий круг научных, научно-популярных и технических журналов, начиная с компьютерных (Computer World, Computer Week/Moskow, CompuLog и др.) и сетевых (Internet Journal, CrazyWeb, LANMagazine) и кончая музыкальными и игровыми;

    общественно-политические журналы, например широко известный «Огонек»;

    литературно-художественные издания, в том числе журналы («Новый мир», «Иностранная литература», «Октябрь», «Арт-Петербург», причем последний представляет собой культурный альманах, существующий только в Интернете), «Литературная газета» и пр.;

    библиографические указатели и рефераты типа Book Review и электронной библиотеки службы «ИНФОМАГ»;

    газеты (например, «Аргументы и факты», «Аномалия», «Вести», «Вечерний Минск», «Натали», «Известия», «Учительская газета»);

    развлекательные издания («Знакомства», «Вечерний клуб», «Пятое колесо», «Вера, Надежда, Любовь»);

По способу распространения все электронные издания можно разделить на две большие группы, а именно:

    распространяемые на физических носителях, преимущественно компакт-дисках;

    распространяемые в сетевых средах, как локальных (например, сетевая электронная библиотека учебного института), так и глобальных.

Так же как и печатные, электронные издания могут быть классифицированы по формату. Однако если в печатном издании формат характеризует физические размеры издания, то в электронном издании формат описывает то, каким образом в файле представлена информация, содержащаяся в данном издании. Начиная с 80-х гг. электронные издания распространялись в текстовом формате, вначале под DOS (txt), а затем под Windows и другие платформы. В настоящее время используются, как уже отмечалось выше, два основных гипертекстовых формата, а именно HTML и PDF, причем последний хранит всю информацию в графической форме. Если в издании содержится цифровая анимация, а тем более цифровые аудио- и видео - фрагменты, то та кие электронные издания называют мультимедийными. Хотя это и не название формата, но важная характеристика того, какие цифровые форматы могут содержаться в издании.

Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания

Электронные издания относятся к динамически развивающемуся классу продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается.

Интеграция полиграфической продукции с электронными документами приносит чисто практические выгоды. Так, переход на цифровую форму позволяет обеспечить сохранность многих уникальных видов продукции, таких как древние рукописи. Даже обычные фотографии и картины теряют со временем свои качества. Хранение их электронных копий позволяет донести до последующих поколений уникальные культурные шедевры. Наконец, хранение документов и изданий в электронной форме позволяет организовывать электронные базы данных, четкая структура и развитые средства поиска и навигации в которых облегчают процесс обнаружения нужных материалов и их фрагментов. В качестве примера можно сослаться на американское специализированное издательство медицинской литературы Mosby-Year Book, в котором появление цифровой графической библиотеки позволило за считанные секунды находить нужные иллюстрации и помещать их в книги, в результате чего была достигнута значительная экономия времени и материальных средств.

Для ответа на вопрос об относительной ценности электронных изданий и перспективах расширения их производства следует провести исследования в следующих основных направлениях (иначе, получить ответы на перечисленные вопросы):

    увеличивается ли ценность книги в электронном варианте, а если да, то в каких случаях и с чем это связано;

    какие факторы влияют на качественные характеристики электронного издания сточки зрения читателя;

    достаточен ли уровень развития технических и программных средств создания электронной книги;

    насколько широко распространены индивидуальные и групповые средства для чтения электронных изданий;

    насколько сформировался рынок распространения электронных книг;

    какие нужны изменения в традиционном издательском бизнесе для успешного маркетинга и менеджмента электронных книг.

Несомненна более высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения новых, более эффективных, технологий не только обучения, но и постепенного вовлечения детей в процесс обучения в игровой форме. Эти методики уже опробованы во многих странах и на практике доказали свою эффективность.

Справочные и научные издания позволяют более простыми средствами и в более краткие сроки получить необходимую информацию (или краткие сведения, позволяющие оценить ее необходимость пользователю и заказать ее, в том числе и в печатном виде). Естественно, что ценность таких изданий по сравнению с печатными существенно возрастает. Степень увеличения ценности таких изданий и роль определенных факторов может быть установлена в процессе проведения соответствующих исследований.

Сточки зрения факторов, влияющих на качественные характеристики электронных документов, наибольший интерес, по нашему мнению, представляет оптимизация пользовательских интерфейсов, причем не только графических в широком смысле, включая анимацию и цифровое видео, но и цифровое аудио. Все это также требует исследований и сбора статистических данных.

Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения, и далее, в сфере среднего и высшего образования. Во многих случаях оправдан частичный или полный переход к электронным учебникам и компьютерным образовательным технологиям. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи. Ответ на вопрос об изменениях в традиционном издательском и печатном бизнесе, необходимых для адаптации к новым информационным технологиям, также требует проведения достаточно широких и глубоких научных исследований.

Так, у нашего северного соседа Финляндии с 1996 по 2000 гг. проводилась рассчитанная на пять лет исследовательская программа по электронным издательским и печатным процессам с финансированием около 60 млн. финских марок. В США же в рамках поддерживаемой правительством программы по интерактивным электронным журналам около десяти лет работает специальная служба OCLC, которая экономически поддерживает университетские издательства и сама выступает как издатель научных изданий - электронных и печатных.

5-я глава учебника, где анализируются современные средства, возможности их дальнейшего совершенствования и развития и перспективы их распространения в нашей стране. Отметим, что уже в конце 2000 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось около 500 тыс. учтенных персональных компьютеров, более 40% которых снабжены дисководом для компакт-дисков и звуковой картой, т. е. могут быть использованы для работы с мультимедийными изданиями. В действительности, количество компьютеров даже несколько превышает эту цифру, так как сейчас активизировался вторичный компьютерный рынок, да и сам процесс их сборки настолько упростился, что стал вполне доступен неспециалистам.

Насколько сформировался рынок распространения электронных изданий и какие нужны изменения в традиционном издательском бизнесе для успешного маркетинга и менеджмента электронных книг, исследуется в последней, 9-й главе учебника. Здесь мы лишь укажем, что отечественные издательства в большинстве своем успешно адаптировались к современным медиа-технологиям. Самые передовые из них те, которые занимаются выпуском литературы по компьютерным и сетевым технологиям. Практически все они используют глобальную сеть для маркетинга и распространения литературы. Наряду с печатными выпускают издания на компакт-дисках, причем нередки интегрированные издания, в печатную книгу вкладывается сопутствующий компакт-диск, содержащий программный и иллюстрационный материал, дополняющий и развивающий те положения, которые содержатся в той части, тиражируемой печатным способом.

В дальнейшем широкое распространение мультимедиа-технологий и неудержимое развитие электронной коммерции наложит жесткие ограничения на конкурентоспособность и даже выживаемость предприятий отрасли печати, ориентированных на широкий спрос. Преимущества в реализации даже самой высококачественной продукции получат те, кто быстрее и эффективней освоил электронные способы коммерции и обслуживания. Фирмы, не имеющих собственной аппаратной и программной базы мультимедиа-технологий, будут испытывать трудности с получением заказов, и их продукция будет подвергаться опасности устареть раньше, чем дойдет до потребителя. Причем это невозможно компенсировать в рамках собственно процесса подготовки и выпуска продукции. Таким образом, сетевые электронные издания имеют несомненные преимущества по части распространения перед любыми печатными изданиями.

Производство как электронных изданий, так и печатной продукции все более интегрируется в единое пространство медиа-индустрии. Одновременно, в пределах той же медиа - индустрии происходит процесс интеграции печатных и электронных изданий. Состав коммерческих средств медиа - индустрии и приблизительное распределение доходов между ними представлено в табл. 1.1 . В этой же таблице приведены данные прогноза на 2005 и 2010 гг. долевого участия различных средств медиа-индустрии. Прогноз предусматривает два крайних варианта развития: консервативный и прогрессивный, которые определяют диапазон разброса значений при различных сценариях развития мирового производства.

Таблица 1.1.

Прогноз развития средств медиа-индустрии в мире

Средства медиа-индустрии 2000 год 2005 год 2010 год
Консервативн. Прогрессивн. Консервативн. Прогрессивн.
Печатные 65 62 54 54 37
ТВ и радио 15 16 18 18 22
Кино, видео, музыка 10 10 10 10 11
Электронные издания (на дисках) 6 7 9 9 14
Электронные издания (сетевые) 4 5 9 9 16

Прогрессивный сценарий отражает в табл. 1.1 результаты, соответствующие существующим в развитых странах темпам развития составляющих медиа-индустрии. Консервативный сценарий подразумевает замедленное развитие перспективных средств медиа-индустрии, характерное для слаборазвитых и развивающихся стран. В целом, следует ожидать ускоренных темпов развития производства электронных изданий, в особенности мультимедийных и тех, для которых используются сетевые технологии распространения. Кстати, заметное снижение вклада печатных средств не означает абсолютного снижения производства печатной продукции. Вероятнее всего рост производства будет продолжаться (особенно это касается производства этикеток и упаковки), однако темпы этого роста будут постепенно снижаться.

Подходя к толкованию различных форм и видов современных электронных изданий как таковых, в первую очередь следует отталкиваться от определения издания в общем смысле, принятого в стандартах сферы издательского дела.

Итак, "издание" - документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения» [ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»]. Тот же стандарт даёт толкование термина «электронное издание» как «издание, для использования которого необходимы средства вычислительной техники».

Помимо этого, в данном ГОСТ приводятся критерии классификации изданий, согласно которым изучаемые в нашем исследовании музыкальные электронные издания можно отнести к следующим категориям:

1) к изданиям для досуга, то есть содержащим общедоступные сведения по различным видам творческой самодеятельности и увлечений;

2) к массовым изданиям, рассчитанным на самый широкий круг читателей.

3) к популярным изданиям, служащим для удовлетворения непрофессиональных интересов широких кругов читателей;

4) к бесплатным изданиям, т. к. вся информация на музыкальных Интернет-ресурсах предоставляется пользователям безвозмездно [ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»].

«Таким образом, издание в целом можно рассматривать как информационную систему, достаточно сложную, хотя и хорошо организованную» [Антонова 2004, 13].

Однако основные требования, предъявляемые к электронным изданиям, зафиксированы в [ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»]. Согласно этому стандарту электронные издания - «электронные документы или же группы электронных документов, которые прошли редакционно-издательскую обработку и предназначены для распространения в неизменном виде, снабжённые также выходными сведениями». Электронное издание может распространяться на электронном носителе информации (CD, DVD, flash и т. п.) или существовать в форме web-ресурса (веб-сайта).

Возникновение первых электронных публикаций и электронных изданий исторически приходится на вторую половину 80-х годов XX века. Это связано с быстрым развитием электроники и компьютерных информационных технологий в предыдущие десятилетия. Э. Уайт отмечает, что: «Ещё до стремительного развития Интернета произошли существенные сдвиги в основных библиотечных операциях. Эти сдвиги были вызваны двумя новыми компьютерными технологиями: базами данных и оптическими дисками CD-ROM» [Уайт 2011, 51]. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Вслед за этим, уже в конце XX века периодические электронные издания стали распространяться преимущественно по сетям, прежде всего, в Интернете.


Стоит сказать и о роли, которую играют различные электронные издания в системе современных средств массовой информации. Своё мнение по данному вопросу высказали Жожиков А. В. и Малардырова Я. А. в статье «Роль и возможности современных электронных СМИ»:

«Средства массовой информации - мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения самой актуальной и оперативной информации. Кроме того, это наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать наилучшим образом. Особенно чётко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

Новые электронные медиа обладают, по мнению специалистов, почти безграничными возможностями для передачи любой информации любым её отправителем в различных направлениях.

Электронные средства массовой информации сосуществуют наряду с традиционными, но превосходят их по скорости доставки материала читателям и простоте доступа к этим материалам. Особенностью электронных изданий является гипертекстовая структура и интерактивные возможности в виде электронной почты, форумов и гостевых книг». Тенденцию постоянного роста значения электронных СМИ в современном мире отметил ещё в 2001 году В. Вуль: «В настоящее время в сети Интернет существует значительное количество сайтов, представляющих собой, по существу, электронные издания, т. е. аналоги книг или брошюр, но только в электронном сетевом представлении» [Вуль 2001, 12].

Рост числа электронных изданий различных форм и видов является постоянным процессом и происходит со всё возрастающей скоростью.

Это подтверждается данными статистики:

1) по состоянию на декабрь 2012 г., в мире существовало 634 миллиона сайтов, причём 51 миллион веб-ресурсов был создан в прошлом году;

2) количество пользователей Интернета во всем мире составило 2.4 миллиарда человек;

3) по количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире. По последним данным, интернетом пользуются 68 % граждан России в возрасте от 18 лет и старше, а также примерно 89 % подростков в возрасте 12-17 лет. Всё больше людей выбирает интернет как основной источник информации, что говорит о росте значения электронных изданий на рынке современных средств масс-медиа.

По нашему мнению, данное явление объясняется рядом значительных преимуществ электронных изданий перед традиционными. В число данных преимуществ входит, прежде всего, возможность встраивания в текст электронных изданий мультимедийных компонентов, под которыми подразумеваются цифровые звуковые или видеофрагменты, а также анимационные вставки, что обеспечивает комплексное информационное воздействие на читателя [Вуль 2001, 11].

Другими важными преимуществами являются оперативность разработки и распространения электронных ресурсов, их долговечность, компактность, сравнительно невысокая цена или (во многих случаях) бесплатность, интерактивность и экологичность. Гипертекстовая структура большинства электронных изданий так же является значительным плюсом, поскольку в значительной степени облегчает поиск необходимых материалов, зачастую даже перекладывая решение этой задачи на аппаратные средства.

Современный интернет как никогда ранее претендует на роль ведущего средства массовой информации, а для многих людей уже является таковым. Растёт и значение интернет-периодики различных форм и жанров. Данный процесс предъявляет новые требования к профессиональным навыкам редакторов, ведь редакторская подготовка различных материалов к публикации в сети имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при создании эффективного и современного электронного издания.

В идеале редактор должен руководить всем процессом организации электронного издания, контролировать его структуру, различные дополнительные компоненты (например, включённые в издание аудио- или видеоматериалы), что требует от него соответствующего уровня компетентности в компьютерных технике и технологиях. Однако в теории и методике современного редакционно-издательского дела способы и формы деятельности редактора при подготовке электронных изданий всё ещё разработаны сравнительно слабо, из-за чего редакторы часто не способны в полной мере принять участие в их создании [Ильина 2009].

В настоящий момент наблюдается значительное разнообразие форм и видов электронных изданий, которые классифицируются по различным критериям. Среди них в центре нашего внимания находятся следующие подвиды электронных изданий: веб-сайт, электронный (сетевой) журнал и интернет-издание.

Для уточнения типологической и терминологической базы исследования необходимо привести толкование каждого из данных терминов.

Веб -сайт (или web-сайт, также синонимично понятию веб-ресурс) представляет собой информацию, представленную в виде совокупности гипертекстовых документов, которые располагаются на веб-сервере и имеют своё собственное имя (адрес) [Буханцева 2008, 235].

Дополнить и уточнить данное определение можно, обратившись к трактовке веб-сайта, данной в «Новейшей энциклопедии создания сайтов» А. А. Вендюхина: «веб-сайт как понятие медийной сферы состоит из трёх частей: доменного имени - адреса, хостинга - то есть места физического размещения; и контента (содержания), который, собственно, размещается на сайте» [Вендюхин 2009, 34]. В настоящем исследовании мы будем использовать определение веб-сайта, данное А. А. Вендюхиным.

Веб-сайт может являться частным случаем электронного издания или же служить формой существования электронного журнала.

Электронный (или сетевой) журнал - периодическое рецензируемое издание, электронный аналог печатного журнала, доступный для просмотра на компьютере. Распространяется через Интернет или на любых носителях цифровой информации.

Электронные журналы можно разделить на три группы:

· параллельные электронные журналы - электронные версии традиционных печатных изданий. Печатная и электронная версии полностью идентичны;

· интегрированные электронные журналы издаются в двух видах, которые, существуя отдельно, дополняют друг друга;

· оригинальные электронные журналы - выпускаются только в электронном виде.

Электронные журналы - достаточно распространённое явление в научном сообществе. Яркими примерами подобных изданий могут выступать «Physics» - бесплатный электронный журнал, издаваемый Американским физическим обществом или же «Вестник Института социологии» - сетевое научное издание по социологии, которое издаётся Институтом социологии РАН. В то же время существует значительное количество электронных журналов отличной от научных исследований тематики, среди которых можно встретить и немалое число музыкальных.

Другой разновидностью электронных изданий выступают интернет-издания , иногда именуемые сетевыми. Под этим термином принято понимать веб-сайт, который ставит перед собой задачу выполнять функцию средства массовой информации (СМИ) в сети Интернет.

Так же, как и печатные, интернет-издания в своей работе следуют принципами журналистики. По жанрам интернет-издания не отличаются от традиционных: несмотря на явное преобладание новостных сайтов, существуют и литературные, научно-популярные и, разумеется, музыкальные. Однако стоит отметить, что интернет-изданием (или интернет-СМИ) может считаться не любой сайт.

Согласно закону РФ «О средствах массовой информации», принятому в последней редакции Государственной Думой РФ 8 марта 2015 г., «под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом» ["О средствах массовой информации" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I].

Регистрация различных электронных изданий осуществляется в ФГУП НТЦ «Информрегистр»: за десять лет, прошедших с начала работы организации в 2003 году было зарегистрировано около 29700 электронных изданий разной направленности. Электронное издание должно иметь ISBN, систему навигации или меню, а также гипертекст. Номер государственной регистрации в НТЦ «Информрегистр» требуется, например, для включения электронного издания в Перечень изданий ВАК.

Невозможно отрицать существование явных отличий между вышеперечисленными формами электронных изданий. В то же время, все они обладают значительно большим числом общих черт, в ряде случаев представляя собой частные формы друг друга, что позволяет нам в рамках данного исследования в большинстве случаев использовать эти понятия как синонимичные. Теперь, обозначив для себя ряд базовых понятий и терминов, мы можем перейти к выявлению специфики электронных изданий музыкальной тематики, чему посвящается следующий раздел главы.

>> Электронные публикации

Как вы считаете?

Чем электронные публикации отличаются от печатных публикаций?

Электронная публикация - это такой способ публикации словесных, графических и иллюстративных материалов, при котором их просмотр происходит на экране.

Электронные публикации хранятся в компьютере или на сменных носителях. Кроме того, во время просмотра электронная публикация может поступать в компьютер по сети.

Сеть - это соединение компьютеров, которое позволяет передавать информацию от одного компьютера к другому. Самая большая компьютерная сеть - Интернет - соединяет огромное число компьютеров, находящихся во многих странах.

Электронные публикации могут содержать в себе звуки и музыку, анимацию и видеоизображения, а также специальные средства для перехода от одной страницы к другой - гиперссылки, о которых вы узнаете позднее.

Познакомьтесь с самыми распространёнными видами электронных публикаций.

Презентацией называется и предъявление публике чего-нибудь нового, и электронная публикация, которую используют при выступлении. Обычно сопровождающая выступление презентация состоит из сменяющих друг друга страниц, которые называют слайдами.

Назначение электронных учебников и энциклопедий понятно из их названия. Возможность использования видеофрагментов, звуков и перехода на любые (заранее предусмотренные) страницы создаёт гораздо более широкие возможности, чем есть у печатных учебников и энциклопедий.

Это электронная публикация, предназначенная для получения сведений о какой-либо компьютерной программе. Обычно к справочной системе можно обратиться из программы , о которой в ней рассказывается.

Страницы сети Интернет - это электронные публикации, размещённые на удалённых компьютерах и доступные в сети Интернет. Другое название этих публикаций - сайты. Для их просмотра необходимо, чтобы ваш компьютер был подключён к Интернету.

Выполните.

Попросите учителя продемонстрировать различные примеры электронных публикаций. Попробуйте самостоятельно определить, какие виды электронных публикаций демонстрирует учитель.
Расскажите, в чем преимущество электронных публикаций перед печатными и наоборот.

Основные операции при создании электронных публикаций обычно такие же, как и операции при создании печатных публикаций:

Создание и оформление текстов;
- создание таблиц и схем;
- включение изображений в публикацию;
- сохранение и открытие ранее сохранённой публикации.

Как правило, и выполнение этих операций похоже на их выполнение при создании печатных публикаций. Поэтому здесь мы рассмотрим операции, которые свойственны только электронным публикациям:
- организация перехода на другие страницы (с помощью гиперссылок);
- включение в публикацию звуков, музыки, анимации и видеоизображений .

Выполните.

Откройте любой учебник, например учебник по предмету «Окружающий мир», на странице с картинками. Предложите, какие звуки, анимацию или видео вы бы добавили на эту страницу, если бы этот учебник был электронным.

Горячев А.В., Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса., М. : Баласс, 2007. - 80 е., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки