Названия разрешений экранов. Размеры экранов

Планшеты и смартфоны оснащаются экранами с разными соотношениями сторон и разной плотностью пикселей, однако эти параметры редко указываются в технических характеристиках.

Попробуем разобраться со всеми хитростями, связанными с этими параметрами. Начнём с планшетов.
Вот соотношение размеров экранов, использующихся в большинстве современных планшетов.

Обратите внимание, насколько экран 8" с соотношением сторон 4:3 визуально больше широкого экрана 7". А широкий экран 10.1" на сантиметр меньше экрана 9.7" по высоте.

Я свёл в таблицу параметры экранов, чаще всего использующихся в планшетах.

Текст на экранах с низким PPI (количеством точек на дюйм) читается не комфортно. Я бы не стал покупать планшет с экраном, имеющим PPI ниже 150. Даже 164 PPI экрана iPad mini многим кажутся недостаточными. Отлично воспринимаются экраны с PPI больше 200.

Для меня было большим открытием, что экран 9.7" 1024x768 имеет даже меньшее PPI, чем экран 7" 800x480.


В современных смартфонах используются экраны с разными соотношениями сторон (3:2, 5:3, 16:9), однако все они довольно близки. На картинке я проиллюстрировал соотношение размеров экранов с одинаковой диагональю и разными соотношениями сторон.

Таблица экранов, используемых в смартфонах, выглядит внушительно.

Как можно увидеть из таблицы, экранов с низким PPI совсем немного. Конечно, не стоит покупать смартфон с экраном, имеющим плотность пикселей ниже 170 PPI. Но опять же лучше, чтобы эта цифра была выше 200.

У подавляющего большинства экранов пиксель квадратный, поэтому соотношение сторон экрана можно вычислить, зная количество точек в ширину и в высоту. Есть лишь два исключения - «неправильные» экраны планшетов с прямоугольными пикселями - 800x480 (должно было бы быть 800x500) и 1024x600 (правильно было бы 1024x640).

Я потратил вечер на создание этих картинок и таблиц прежде всего для себя. Надеюсь, что они окажутся полезными и вам.

Таблицы в файле excel.

Из года в год мониторы совершенствовались в основном только в увеличении разрешения матрицы и Все это стало причиной стремления людей к просмотру контента все более хорошего качества. Благо, производство не стоит на месте, и на мировой рынок выходят все более мощные и совершенные компьютерные устройства. С их помощью создается и транслируется этот высококачественный контент.

Экранное разрешение 16:9, так же как и 16:10, является стандартом для современного времени. При этом разрешение матрицы составляет 1920 х 1080 и 1920 х 1200 пикселей соответственно. Однако сейчас не стоит судить о размере монитора по его так как даже некоторые мобильные телефоны с диагональю экрана в 5 дюймов обладают разрешением матрицы более чем стандарт FullHD (1920 х 1080 пикселей).

Современные мониторы из среднего ценового сегмента, имея разрешения экрана 16:9 и 16:10, обычно обладают в 22-24 дюйма. Но так было не всегда. Оптимальное разрешение экрана в разные времена было разным.

Краткая история

В начале истории создания и воспроизведения контента стояло соотношение сторон экрана 1:1, то есть «квадрат». Такое решение использовалось только в фотографии и позволяло использовать компоновку кадра как вертикально, так и горизонтально. Позже подобный формат начали использовать и при создании кинофильмов.

На смену «квадрату» пришел формат 5:4, который еще называли 1,25:1. Он использовался в некоторых компьютерных мониторах, и многие люди путали его с более распространенным форматом 4:3. Разница была лишь в разрешающей способности в 1280 х 1024 пикселя. Некоторые «знатоки» и «профессионалы» отмечали более точную передачу геометрии на данном формате экрана, но не все с этим согласны, и споры идут до сих пор.

Сразу после «квадрата» с целью расширения видимой сцены и кадра создан формат 4:3 или 1,33:1. Этот формат сначала получил широкое распространение в фотографии и кинематографе, а потом и вовсе стал стандартом вещания аналогового телевидения. Можно вспомнить период, когда в каждом доме стояли сначала огромные деревянные, а позже пластиковые с плоским экраном телевизоры с практически квадратным экраном для приема того стандарта вещания. Компьютерные мониторы также получили данный формат и долгое время имели разрешения 1024 х 768, 1152 х 864 и 1600 х 1200 пикселей. Впоследствии их вытеснили широкоформатные устройства, имеющие разрешение 16:9.

Существовали также форматы 3:2 и 14:9. Первый ничем знаменательным себя не зарекомендовал, а вот второй был промежуточным форматом для перехода от аналогового телевещания 4:3 к широкоформатному и легко помещался в старый формат в виде небольших черных полосок вверху и внизу экрана.

Современный 16:10 получили компьютерные мониторы и большое количество ноутбуков с разрешением 1280 х 800, 1440 х 900 и 1680 х 1050 пикселей на дюйм. Преимуществом этого формата является большее по сравнению с самым массовым, имеющим разрешение 16:9. Такой формат широко используется в игровых мониторах.

Переход на цифровое ознаменовался созданием единого стандарта телевидения высокой четкости HDTV, имеющим формат 16:9. Разрешение матрицы экранов в данном случае составляет: 1366 х 768, 1600 х 900, 1280 х 720 и 1920 х 1080 пикселей. Сейчас существуют и гораздо более емкие матрицы такого же формата. В чем же разница для пользователя?

Соотношение сторон экрана дома и в офисе

Сейчас люди пользуются массой различных компьютерных устройств, мобильных гаджетов и носимых электронных приспособлений как у себя дома, так и на работе в офисе. Все эти технологии призваны упрощать и ускорять работу, а также развлекать владельцев.

Разрешения экрана 16:9 и 16:10 встречаются как в компьютере или ноутбуке, так и в телевизоре, транслирующем цифровой контент и цифровое телевещание. Для любителей компьютерных видеоигр идеально подходят оба этих формата и отличаются они незначительно, а вот в телевизорах обычно не применяются форматы 16:10.

Для работников, имеющих дело с таблицами, текстом или трехмерным моделированием и чертежами, наличие чуть более высокого экрана по вертикали (16:10 по сравнению с 16:9) позволяет получить дополнительное важное пространство для работы и обзора, что способствует более качественному труду.

Контент важен

Имея монитор с экраном 16:9, необходимо иметь еще и сам цифровой контент. Создается он как на устройствах видео- и фотозаписи, так и на самих компьютерных устройствах. В современном мире медиамир подгоняется в стандарты FullHD и 4К, имеющие разрешение 16:9, так как, унифицируя контент, производители оборудования и контента отказываются от нестандартных решений в пользу общепринятых норм. Такие действия позволили сократить расходы на разработку новых форматов и их внедрение, а также высвободить производственные ресурсы для улучшения и совершенствования продукции в других направлениях.

Исходящий сигнал

Сам видеосигнал формируется в специальном устройстве (видеоплате или видеоадаптере, соотношение 16:9). Разрешение при этом варьируется в пределах, выбранных пользователем. Чем больше разрешение, тем сильнее идет нагрузка на мощность аппаратной части как видеоадаптера, так и всего электронного устройства в целом. Современные видеоустройства способны транслировать видео или игровой контент в трехмерном изображении с самой высокой четкостью (вплоть до 4К и UltraHD).

Для любителей качественного кино и компьютерных игр

Современные мониторы с соотношением сторон в 16:9 и 16:10 для ценителей игрового и киноконтента не позволяют полностью погрузиться в цифровой мир, так как ограничены шириной обзора, а человеческий глаз своим воспринимает гораздо больше. Для этого разработчики мониторов и телевизоров создали специальные серии своих устройств с очень Они получили соотношение сторон 21:9 и разрешения 2560 х 1080 и 3440 х 1440.

Разрешение (компьютерная графика)

Разреше́ние - величина, определяющая количество точек (элементов растрового изображения) на единицу площади (или единицу длины). Термин обычно применяется к изображениям в цифровой форме, хотя его можно применить, например, для описания уровня грануляции фотопленки, фотобумаги или иного физического носителя. Более высокое разрешение (больше элементов) типично обеспечивает более точные представления оригинала. Другой важной характеристикой изображения является разрядность цветовой палитры.

Как правило, разрешение в разных направлениях одинаково, что даёт пиксель квадратной формы. Но это не обязательно - например, горизонтальное разрешение может отличаться от вертикального, при этом элемент изображения (пиксель) будет не квадратным, а прямоугольным.

Разрешение изображения

Растровая графика

Ошибочно под разрешением понимают размеры фотографии, экрана монитора или изображения в пикселях . Размеры растровых изображений выражают в виде количества пикселов по горизонтали и вертикали, например: 1600×1200. В данном случае это означает, что ширина изображения составляет 1600, а высота - 1200 точек (такое изображение состоит из 1 920 000 точек, то есть примерно 2 мегапикселя). Количество точек по горизонтали и вертикали может быть разным для разных изображений. Изображения, как правило, хранятся в виде, максимально пригодном для отображения экранами мониторов - они хранят цвет пикселов в виде требуемой яркости свечения излучающих элементов экрана (RGB), и рассчитаны на то, что пикселы изображения будут отображаться пикселами экрана один к одному. Это обеспечивает простоту вывода изображения на экран.

При выводе изображения на поверхность экрана или бумаги, оно занимает прямоугольник определённого размера. Для оптимального размещения изображения на экране необходимо согласовывать количество точек в изображении, пропорции сторон изображения с соответствующими параметрами устройства отображения. Если пикселы изображения выводятся пикселами устройства вывода один к одному, размер будет определяться только разрешением устройства вывода. Соответственно, чем выше разрешение экрана, тем больше точек отображается на той же площади и тем менее зернистой и более качественной будет ваша картинка . При большом количестве точек, размещённом на маленькой площади, глаз не замечает мозаичности рисунка. Справедливо и обратное: малое разрешение позволит глазу заметить растр изображения («ступеньки»). Высокое разрешение изображения при малом размере плоскости отображающего устройства не позволит вывести на него всё изображение, либо при выводе изображение будет «подгоняться», например для каждого отображаемого пиксела будут усредняться цвета попадающей в него части исходного изображения. При необходимости крупно отобразить изображение небольшого размера на устройстве с высоким разрешением приходится вычислять цвета промежуточных пикселей. Изменение фактического количества пикселей изображения называется передискретизация , и для неё существуют целый ряд алгоритмов разной сложности.

При выводе на бумагу такие изображения преобразуются под физические возможности принтера: проводится цветоделение , масштабирование и растеризация для вывода изображения красками фиксированного цвета и яркости, доступными принтеру. Принтеру для отображения цвета разной яркости и оттенка приходится группировать несколько меньшего размера точек доступного ему цвета, например один серый пиксел такого исходного изображения, как правило, на печати представляется несколькими маленькими чёрными точками на белом фоне бумаги. В случаях, не касающихся профессиональной допечатной подготовки , этот процесс производится с минимальным вмешательством пользователя, в соответствии с настройками принтера и желаемым размером отпечатка. Изображения в форматах, получаемых при допечатной подготовке и рассчитанные на непосредственный вывод печатающим устройством, для полноценного отображения на экране нуждаются в обратном преобразовании.

Большинство форматов графических файлов позволяют хранить данные о желаемом масштабе при выводе на печать, то есть о желаемом разрешении в dpi (англ. dots per inch - эта величина говорит о каком-то количестве точек на единицу длины, например 300 dpi означает 300 точек на один дюйм). Это исключительно справочная величина. Как правило, для получения распечатка фотографии, который предназначен для рассматривания с расстояния порядка 20-30 сантиметров, достаточно разрешения 300 dpi. Исходя из этого можно прикинуть, какого размера отпечаток можно получить из имеющегося изображения или какого размера изображение надо получить, чтоб затем сделать отпечаток нужного размера.

Например, надо напечатать с разрешением в 300 dpi изображение на бумаге размером 10×10 см. Переведя размер в дюймы получим 3,9×3,9 дюймов. Теперь, умножив 3,9 на 300 и получаем размер фотографии в пикселях: 1170×1170. Таким образом, для печати изображения приемлемого качества размером 10×10 см, размер исходного изображения должен быть не менее 1170×1170 пикселей.

Для обозначения разрешающей способности различных процессов преобразования изображений (сканирование, печать, растеризация и т. п.) используют следующие термины:

  • dpi (англ. dots per inch ) - количество точек на дюйм.
  • ppi (англ. pixels per inch ) - количество пикселей на дюйм.
  • lpi (англ. lines per inch ) - количество линий на дюйм, разрешающая способность графических планшетов (дигитайзеров).
  • spi (англ. samples per inch ) - количество сэмплов на дюйм; плотность дискретизации (sampling density ), в том числе разрешение сканеров изображений (en:Samples per inch англ. )

По историческим причинам величины стараются приводить к dpi , хотя с практической точки зрения ppi более однозначно характеризует для потребителя процессы печати или сканирования. Измерение в lpi широко используется в полиграфии . Измерение в spi используется для описания внутренних процессов устройств или алгоритмов.

Значение разрядности цвета

Для создания реалистичного изображения средствами компьютерной графики цвет иногда оказывается важнее (высокого) разрешения, поскольку человеческий глаз воспринимает картинку с большим количеством цветовых оттенков как более правдоподобную. Вид изображения на экране напрямую зависит от выбранного видеорежима, основу которого составляют три характеристики: кроме собственно разрешения (кол-ва точек по горизонтали и вертикали), отличаются частота обновления изображения (Гц) и количество отображаемых цветов (цветорежим или разрядность цвета)). Последний параметр (характеристику) часто также называют разрешение цвета , или частота разрешения (частотность или разрядность гаммы ) цвета .

Разница между 24- и 32-разрядным цветом на глаз отсутствует, потому как в 32-разрядном представлении 8 разрядов просто не используются, облегчая адресацию пикселов, но увеличивая занимаемую изображением память, а 16-разрядный цвет заметно «грубее». У профессиональных цифровых фотокамер у сканеров (например, 48 или 51 бит на пиксел) более высокая разрядность оказывается полезна при последующей обработке фотографий: цветокоррекции , ретушировании и т. п.

Векторная графика

Для векторных изображений, в силу принципа построения изображения, понятие разрешения неприменимо.

Разрешение устройства

Разрешение устройства (inherent resolution ) описывает максимальное разрешение изображения, получаемого с помощью устройства ввода или вывода.

  • Разрешение принтера , обычно указывают в dpi.
  • Разрешение сканера изображений указывается в ppi (количество пикселей на один дюйм), а не в dpi.
  • Разрешением экрана монитора обычно называют размеры получаемого на экране изображения в пикселах: 800×600, 1024×768, 1280×1024, подразумевая разрешение относительно физических размеров экрана, а не эталонной единицы измерения длины, такой как 1 дюйм. Для получения разрешения в единицах ppi данное количество пикселов необходимо поделить на физические размеры экрана, выраженные в дюймах. Двумя другими важными геометрическими характеристиками экрана являются размер его диагонали и соотношение сторон.
  • Разрешение матрицы цифровой фотокамеры , так же как экрана монитора, характеризуется размером (в пикселах) получаемых изображений, но в отличие от экранов, популярным стало использование не двух чисел, а округлённого суммарного количества пикселов, выражаемое в мегапикселях . Говорить о фактическом разрешении матрицы можно лишь учитывая её размеры. Говорить о фактическом разрешении получаемых изображений можно либо в отношении устройство вывода - экранов и принтеров, либо в отношении сфотографированных предметов, с учётом их перспективных искажений при съёмке и характеристик объектива.

Разрешение экрана монитора

Для типичных разрешений мониторов, индикаторных панелей и экранов устройств (inherent resolution ) существуют устоявшиеся буквенные обозначения:

Компьютерный стандарт / название устройства Разрешение Соотношение сторон экрана Пиксели, суммарно
VIC-II multicolor, IBM PCjr 16-color 160×200 0,80 (4:5) 32 000
TMS9918 , ZX Spectrum 256×192 1,33 (4:3) 49 152
CGA 4-color (1981), Atari ST 16 color, VIC-II HiRes, Amiga OCS NTSC LowRes 320×200 1,60 (8:5) 64 000
QVGA 320×240 1,33 (4:3) 76 800
Acorn BBC в 40-строчном режиме, Amiga OCS PAL LowRes 320×256 1,25 (5:4) 81 920
WQVGA 400×240 1.67 (15:9) 96 000
КГД (контроллер графического дисплея) ДВК 400×288 1.39 (25:18) 115 200
Atari ST 4 color, CGA mono, Amiga OCS NTSC HiRes 640×200 3,20 (16:5) 128 000
WQVGA Sony PSP Go 480×270 1,78 (16:9) 129 600
Вектор-06Ц , Электроника БК 512×256 2,00 (2:1) 131 072
466×288 1,62 (≈ 8:5) 134 208
HVGA 480×320 1,50 (15:10) 153 600
Acorn BBC в 80-строчном режиме 640×256 2,50 (5:2) 163 840
Amiga OCS PAL HiRes 640×256 2,50 (5:2) 163 840
Контейнер AVI (MPEG-4 / MP3), профиль Advanced Simple Profile Level 5 640×272 2,35 (127:54) (≈ 2,35:1) 174 080
Black & white Macintosh (9") 512×342 1,50 (≈ 8:5) 175 104
Электроника МС 0511 640×288 2,22 (20:9) 184 320
Macintosh LC (12")/Color Classic 512×384 1,33 (4:3) 196 608
EGA (в 1984) 640×350 1,83 (64:35) 224 000
HGC 720×348 2,07 (60:29) 250 560
MDA (в 1981) 720×350 2,06 (72:35) 252 000
Atari ST mono, Toshiba T3100/T3200, Amiga OCS , NTSC чересстрочный 640×400 1,60 (8:5) 256 000
Apple Lisa 720×360 2,00 (2:1) 259 200
VGA (в 1987) и MCGA 640×480 1,33 (4:3) 307 200
Amiga OCS , PAL чересстрочный 640×512 1,25 (5:4) 327 680
WGA, WVGA 800×480 1,67 (5:3) 384 000
TouchScreen в нетбуках Sharp Mebius 854×466 1,83 (11:6) 397 964
FWVGA 854×480 1,78 (≈ 16:9) 409 920
SVGA 800×600 1,33 (4:3) 480 000
Apple Lisa + 784×640 1,23 (49:40) 501 760
800×640 1,25 (5:4) 512 000
SONY XEL-1 960×540 1,78 (16:9) 518 400
Dell Latitude 2100 1024×576 1,78 (16:9) 589 824
Apple iPhone 4 960×640 1,50 (3:2) 614 400
WSVGA 1024×600 1,71 (128:75) 614 400
1152×648 1,78 (16:9) 746 496
XGA (в 1990) 1024×768 1,33 (4:3) 786 432
1152×720 1,60 (8:5) 829 440
1200×720 1,67 (5:3) 864 000
1152×768 1,50 (3:2) 884 736
WXGA (HD Ready) 1280×720 1,78 (16:9) 921 600
NeXTcube 1120×832 1,35 (35:26) 931 840
wXGA+ 1280×768 1,67 (5:3) 983 040
XGA+ 1152×864 1,33 (4:3) 995 328
WXGA 1280×800 1,60 (8:5) 1 024 000
Sun 1152×900 1,28 (32:25) 1 036 800
WXGA (HD Ready) 1366×768 1,78 (≈ 16:9) 1 048 576
wXGA++ 1280×854 1,50 (≈ 3:2) 1 093 120
SXGA 1280×960 1,33 (4:3) 1 228 800
UWXGA 1600×768 (750) 2,08 (25:12) 1 228 800
WSXGA, WXGA+ 1440×900 1,60 (8:5) 1 296 000
SXGA 1280×1024 1,25 (5:4) 1 310 720
1536×864 1,78 (16:9) 1 327 104
1440×960 1,50 (3:2) 1 382 400
wXGA++ 1600×900 1,78 (16:9) 1 440 000
SXGA+ 1400×1050 1,33 (4:3) 1 470 000
AVCHD/«HDV 1080i» (anamorphic widescreen HD) 1440×1080 1,33 (4:3) 1 555 200
WSXGA 1600×1024 1,56 (25:16) 1 638 400
WSXGA+ 1680×1050 1,60 (8:5) 1 764 000
UXGA 1600×1200 1,33 (4:3) 1 920 000
Full HD (1080p) 1920×1080 1,77 (16:9) 2 073 600
2048×1080 1,90 (256:135) 2 211 840
WUXGA 1920×1200 1,60 (8:5) 2 304 000
QWXGA 2048×1152 1,78 (16:9) 2 359 296
1920×1280 1,50 (3:2) 2 457 600
1920×1440 1,33 (4:3) 2 764 800
QXGA 2048×1536 1,33 (4:3) 3 145 728
WQXGA 2560×1440 1,78 (16:9) 3 686 400
WQXGA 2560×1600 1,60 (8:5) 4 096 000
Apple MacBook Pro with Retina 2880×1800 1,60 (8:5) 5 148 000
QSXGA 2560×2048 1,25 (5:4) 5 242 880
WQSXGA 3200×2048 1,56 (25:16) 6 553 600
WQSXGA 3280×2048 1,60 (205:128) ≈ 8:5 6 717 440
QUXGA 3200×2400 1,33 (4:3) 7 680 000
QuadHD/UHD 3840×2160 1,78 (16:9) 8 294 400
WQUXGA (QSXGA-W) 3840×2400 1,60 (8:5) 9 216 000
HSXGA 5120×4096 1,25 (5:4) 20 971 520
WHSXGA 6400×4096 1,56 (25:16) 26 214 400
HUXGA 6400×4800 1,33 (4:3) 30 720 000
Super Hi-Vision (UHDTV) 7680×4320 1,78 (16:9) 33 177 600
WHUXGA 7680×4800 1,60 (8:5) 36 864 000

См. также

Примечания

Разрешение экрана - это количество точек по вертикали и горизонтали, из которых состоит экран. Точка называется пикселем, а потому разрешение измеряется в пикселях. Например, 800х600 означает, что по горизонтали у устройства на экране помещается 600 пикселей, а по вертикали 800.
Чем выше разрешение экрана, тем более детальную картинку можно получить:

И тем четче будет выглядеть мелкие текстовые надписи:

Помимо разрешения экрана важно учитывать и его размер. Например, разрешение 480х360 у смартфона с экраном до 3,2” будет оптимальным для работы - на нем удобно читать текст, а фотографии при просмотре будут более четкими, реалистичными. А вот на дисплеях от 3,3” и выше с тем же разрешением, уже будут заметны угловатости изображений и грубые очертания текста (как на рисунках выше).

Для удобства, мы сделали сводную таблицу, показывающую качество отображения для различных диагоналей экранов - в зависимости от используемого в них разрешения:


Важно помнить, что использование экранов с высоким разрешением уменьшает время автономной работы устройства.

Примеры разрешений экранов различных устройств

Навигаторы
Разрешение дисплея навигаторов варьируется от стандартного 320 х 240 пикс . до широкоформатного 800 х 480 пикс.

КПК и смартфоны
Разрешение дисплея КПК или смартфона может быть 240 х 320 пикс . или 480 х 640 пикс. (VGA-разрешение). Первое является стандартным, второе же делает экран более комфортным для работы, поскольку на дисплей помещается больше информации и выглядит она четче.

Ноутбуки
Вариантов разрешения экрана ноутбука множество:

  • SXGA (Super XGA) - разрешение экрана 1280x1024 пикс. (соотношение сторон 5:4).
  • SXGA+ -разрешение экрана 1400x1050 пикс. (соотношение сторон 4:3).
  • UXGA (Ultra XGA) - разрешение экрана 1600x1200 пикс. (соотношение сторон 4:3).
  • WXGA (Wide XGA) - разрешение экрана 1280x800 пикс. (соотношение сторон 16:10). Наиболее растространено в ноутбуках с дисплеем 15,4 дюйма.
  • WXGA+ - разрешение экрана 1440x900 пикс. (соотношение сторон 16:10).
  • WSXGA+ (Wide SXGA+) - разрешение экрана 1680x1050 пикс. (соотношение сторон 16:10).
  • WUXGA (Wide Ultra XGA) - разрешение экрана 1920x1200 пикс. (соотношение сторон 16:10).

В современном мире все стремительно меняется. Фотоаппараты всех моделей, от самых дешевых «мыльниц» до профессиональных «зеркалок», умеют снимать видеоролики качества HD. Такое видео возможно и для дорогих моделей мобильных телефонов. Стандарты DVD-видео остались в прошлом.

Киностудии снимают новые зрелищные фильмы с недоступными ранее эффектами. Растут и требования, предъявляемые к стандартам видео- и телеаппаратуры. Зрителям нужны фильмы, снятые в более качественном изображении, - им хочется просматривать их на широких экранах, а не только на компьютерном мониторе.

Что такое разрешение экрана телевизора 1920x1080

Разрешением экрана называется то, что влияет на четкость изображения. Это качество картинок и текстовых сообщений. Единица измерения разрешения - отвечают за формирование изображения на экране. Сегодня, приобретая телевизор с плазменным или жидкокристаллическим экраном, вы наверняка столкнетесь с термином Full HD - 1920x1080, о котором вам обязательно скажет продавец.

Эти телевизоры сейчас есть в каждом крупном магазине, они приемлемы по цене, именно их сейчас ищут покупатели. Если вы ответите, что вам неизвестен этот термин, продавец добавит, что этот знак - лучшая рекомендация для телевизора, а разрешение 1920x1080 - показатель высокого качества изображения.

Как выбрать телевизор

Когда вы совершаете выбор телевизора, то уделите внимание измеряются в дюймах. Один дюйм - это около двух с половиной сантиметров. Но мониторы с большим экраном требовательны к видеокарте. То есть если у вас а вы купили современный монитор двадцать четыре дюйма по диагонали, то ждите, что ваш железный конь будет слегка тормозить.

Бюджетные мониторы 18-19 дюймов хороши только своей ценой. А для тех, кто любит батальные сцены на большом экране, подойдут мониторы с 27 дюймами по диагонали.

Кое-кто сейчас удивляется, почему современные мониторы такие узкие и вытянутые. Этому есть объяснение. Для современных фильмов есть стандарты съемочного формата. Они и снимаются такими, с вытянутым и узким изображением. Если вы будете смотреть новый фильм или играть в современную игру на старом мониторе квадратной формы, то картинка будет маленькой, а это не каждому понравится.

FullHD или HD Ready

На упаковочных коробках телевизоров, кроме надписей FullHD, часто встречаются другие надписи - HD Ready.

В чем же разница?

Европейская ассоциация телекоммуникационных технологий и систем информации в 2005 году приняла стандарты для новых моделей телевизоров, которые будут отображать видео с высокими качественными параметрами. Они разделились на две категории: HD Ready и FullHD.

HD Ready поддерживает минимальное разрешение для этого класса - 720 строк, а FullHD, где разрешение экрана 1920x1080, способен осилить видео с 1080 строками.

Это название подхватила японская компания "Сони", когда в 2007 году назвала брендом FullHD ряд своих товаров. Так же стали называть свои товары и другие компании в этом сегменте рынка.

Поэтому большинство продающихся в наше время жидкокристаллических и плазменных телевизионных приемников класса FullHD (переводится с английского как «полное разрешение экрана 1920x1080") имеют соотношение сторон экрана 16 на 9 и поддерживают видеоролики с 1080 строками изображения. Такие изображения по качеству выгодно отличаются от простого DVD, они более четкие и качественные.

Так что же такое разрешение экрана, как влияют настройки экрана на картинку, которую мы видим на мониторе?

Экран телевизора, каким бы он ни был, плазменным или на жидких кристаллах, - это матрица, которая состоит из пикселей, располагающихся по горизонтали и вертикали экрана. Их количество и называется разрешением матрицы. Разрешение экрана бывает многих типов, но самые известные - это 1024x768, 1366x768 и множество других.

Виды телевизионных сигналов

Самое высокое разрешение сейчас - это Full HD - 1920x1080.

У телевизионных сигналов также имеется разрешение, которое пока не пришло к общему стандарту во всем мире. В США, например, типа называется NTSC (с разрешением 640 на 480 пикселей). В европейских странах используют PAL-сигналы и SECAM-сигналы с разрешением 720 на 576 пикселей.

Сигнал может отличаться также по частоте кадров: пятьдесят или шестьдесят герц.

В каждом современном телевизоре существует процессор, который преобразовывает поступающие сигналы до того стандарта, которому соответствует матрица телевизора. Если бы поступающий сигнал и матрица были с одним стандартным разрешением по пикселям, то изображение сразу бы получалось четким и качественным. Но, так как стандарты сигналов разные по видам, параметрам и матрицам, телевизор должен самостоятельно преобразовывать сигнал, чтобы показывать четкое изображение.

Прогрессивная и чересстрочная развертка

Диапазон, в котором вещают телеканалы, небольшой. Места для всех желающих не хватает. Передаваемое каналом изображение может формироваться двумя способами. Прогрессивный, отображающий все кадры полностью (где линии - четные и нечетные - идут одна за другой), и чересстрочный.

Для экономии места в эфире была придумана развертка, уменьшающая частоту кадров в два раза. Ее и назвали чересстрочной. Сначала в нечетных строках передают первую половину кадра, потом в четных - вторую. Чересстрочная развертка выглядела бы смазанной, если бы не было придумано действие, возвращающее качество изображения.

Для того чтобы объяснить способ, формирующий изображение, после цифры количества строк пишут начальную английскую: «р» или «i». Для примера: разрешение 1920 х 1080p говорит о том, что картинка была сформирована прогрессивным способом. А маркировка 720i будет обозначать, что в видео 720 строчек. И буква i обозначает метод interlaced - чересстрочный. Для того чтобы обозначить формат, указывают посекундную величину кадров. Когда пишут 1080p30, то это обозначает, что в этом ролике тридцать кадров, пробегающих за секунду. Чем больше количество кадров, тем лучше и более подробной выглядит картинка.

Требования к Full HD

Телевизоры последних поколений выводят изображения обоих видов развертки. Таким образом, разрешение экрана 1920х1080 и соотношение 16:9 сторон должны присутствовать у Full HD-телевизора. Это стандартные требования для этого типа к отображению поступающего видеосигнала.

Следовательно, разрешение 1920x1080 будет значить, что телевизор имеет 1920 горизонтальных точек и 1080 вертикальных. Такие телевизоры будут ловить сигналы высокого качества, принятые в мире (стандарты HDTV).

«Триколор ТВ», являющийся коммерческим оператором ТВ, с 2012 года предлагает пакет, который включает двадцать пять каналов HD-качества. Когда-то такие каналы, возможно, будут бесплатными для всех.

Если у вас проблемы с монитором, нечеткий шрифт или изображение, нужно понимать, что это изменяется в связи с величиной разрешения. Скажем, когда выставлена большая величина разрешения, допустим, 1920x1080, то предметы будут четкими. И на мониторе их уместится большее количество. А при низкой величине разрешения, скажем 800 на 600, на мониторе объектов поместится поменьше, но они будут смотреться крупнее.

Но это не значит, что вы можете выставить понравившееся вам разрешение экрана 1920x1080. Оно может не поддерживаться вашей моделью монитора или телевизора. ЭЛТ-мониторы поддерживают разрешение 1024 на 768 пикселей или 800 на 600 и подходят ко всем типам. Жидкокристаллические мониторы и экраны ноутбуков поддерживают высокое разрешение. И работают с тем видом, которое подходит только для их модели.

Монитор большого размера соответствует такому же большому разрешению. При нем повышена четкость и уменьшен размер изображения.

Как регулировать разрешение монитора в Windows 7

Для этого нужно войти в меню "Пуск", потом подняться в "Панель управления", после чего перейти на "Оформление" и "Персонализацию". Потом - в "Настройку разрешения" монитора. Теперь раскройте список возле надписи "Разрешение", при помощи бегунка выставьте необходимое вам разрешение, потом надавите кнопку "Применить настройки экрана".

Поздние модели мониторов, на жидких кристаллах, работают с собственным разрешением. Его не нужно настраивать - оно уже рекомендовано для этого типа. Такие мониторы делятся на два вида: с и соотношением 16:9 и 16:10 и стандартные с отношением 4:3. Если их сравнить, то у широкоэкранного большая ширина и разрешение по горизонту.

Если вам не известно разрешение монитора, то его узнают из справочника, на сайте производителя или по EDID.

Что такое EDID

Существует стандарт данных, в котором указана информация о мониторе и его параметрах, о том, где он произведен, его разрешении, размере, характеристиках цветового качества и так далее.

Если не получается узнать по EDID, то как сделать разрешение экрана

Что же делать, если при подключении телеприемника с большим экраном изображение не помещается и выглядит отрезанным по краям? Для решения проблемы нужно обновить драйверы видеокарты вашего компьютера. После этого указать в настройке компьютера вашу модель как базовый, или основной монитор. Потом нужно убедиться в подключении телевизора к компьютеру цифровым соединением, а также в том, что на него нет ограничений.

Установите программу Moninfo EDID (она есть в интернете). После этого уточните в ней разрешение вашего телевизора. Если оно поддерживается - это хорошо. Если нет, тогда придется редактировать EDID и задавать разрешение самостоятельно.

Если изображение не уместилось

Чтобы справиться с этой проблемой, нужно выключить в телевизионном приемнике опцию Overscan.

Если это компьютер, то нужно после обязательного видеокарты кликнуть правой кнопкой мыши на рабочем столе. Если у вас видеокарта GeForce, то после этого заходите в настройки программы NVIDIA. Если у вас стоит видеокарта Radeon, то заходите в программу Catalyst Control Center. Потом регулируйте параметры бегунком в настройках «рабочего стола» до необходимого значения.

Как отрегулировать разрешение

Сначала нужно отключить EDID.

Затем установить разрешение 1920x1080 в свойствах экрана.

Произвести переустановку драйвера видеокарты (удалить старый драйвер).

Если предыдущие меры не помогли, попробуйте переустановить систему "Виндовс".

Хочется надеяться, что после этой информации, вопросы о том, как поставить разрешение экрана 1920x1080, будет решить проще.